Главная | СНиПы | Контакты
 Справочник строительных материалов

Навигация: Главная Портландцемент Добыча и транспортировка сырья

Главное меню
Последние материалы
Добыча и транспортировка сырья

Производство цемента является многотоннажной технологией. Современный цементный завод выпускает 1,5-2,5 млн.т цемента. Для этого необходимо переработать 2,0 - 3,5 млн.т сырьевых материалов или 5 - 10 тыс.т сырья в сутки. Цементные заводы строятся вблизи месторождений сырья – известняка и глины. Это уменьшает транспортные затраты. Добыча сырья осуществляется в карьерах, разрабатываемых открытым способом. Слой полезной горной массы обычно закрыт пустой породой –

вскрышей. Мощность вскрыши составляет от 0,2 до 7 м, а иногда доходит до 20 м. Вначале удаляют вскрышную породу путём прямой экскавации с перемещением в отвал автотранспортом. Применяют также шагающие экскаваторы с длинной стрелой и роторные экскаваторы.

Сырьё в карьерах разрабатывают одним или несколькими уступами высотой 10-15 м. Способ добычи зависит от физико-механических свойств сырья.

Твёрдые скальные породы (известняки) вначале разрыхляют взрывом. Для этого проходят скважины диаметром 100-300 мм, расположенные в один или несколько рядов в шахматном порядке, закладывают взрывчатку и осуществляют массовый взрыв. Проходку скважин ведут с помощью канатно-ударных станков, пневматических ударных или бурильных станков. В последнее время используют мощные шарошечные буровые станки с производительностью до 30 м/ч. Погрузку скальных пород осуществляют экскаваторами с ёмкостью ковша до 8 м3 .

9_2

Рисунок 3.1 Добыча известняка на карьере 1 - экскаваторы

После взрыва материал может содержать негабарит - крупные куски, которые не может захватить экскаватор. Разделку негабарита ведут взрывным методом с помощью накладных зарядов или мелких шпур.

В последнее время для удешевления добычи отказываются от взрывных работ и добычу ведут с помощью специальных рыхлителей, устанавливаемых на мощных тракторных тягачах.

В России в настоящее время выпускаются рыхлительно- бульдозерные агрегаты мощностью 180, 300, 330, и 550 л.с. Их применение позволяет решить две важные задачи комплексного
использования недр: организацию селективной отработки скальных пород различного качества и добычи сырья в охранных зонах, где применение взрывных работ недопустимо.
Эффективность рыхления зависит от крепости породы, степени её трещиноватости, мощности двигателя рыхлительно- бульдозерного агрегата, суммарной массы и тягового усилия.
За рубежом на многих предприятиях взамен взрывного метода применяется механическое рыхление. Погрузку сырья осуществляют ковшовые погрузчики. Разделку негабарита выполняют мощные бутобои.

Добычу мягких пород (мела, глины) осуществляют с помощью роторных экскаваторов, которые одновременно с добычей осуществляют и погрузку сырья.

Используют также самоходные комбайны, производящие добычу породы и приготовление шлама – водной суспензии глины или мела с влажностью 50 – 60%.

Комбайн включает роторный экскаватор на гусеничном ходу, на котором смонтированы быстроходные мешалки для приготовления шлама и насосная установка для гидротранспорта сырья на завод. Применяют также гидромеханический способ, при котором мягкую породу размывают струёй воды -гидромонитором.

На некоторых заводах дробление сырья осуществляют прямо на карьере. Для этого используют самоходные гусеничные дробильные установки с производительностью до 1000 т/ч.

Выбор способа транспортировки сырья на завод зависит от свойств породы способа добычи, рельефа местности, дальности перевозки. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, воздушные канатные дороги, ленточные конвейеры и гидротранспорт по трубам. Наибольшие капиталовложения при воздушно-канатном и железнодорожном транспорте, наименьшие - при автомобильном.

Эксплуатационные расходы минимальны при использовании воздушных канатных дорог и ленточных конвейеров, максимальны - при автомобильном транспорте. Воздушно- канатные дороги применяют при сильно пересеченной местности, автотранспорт - при расстояниях перевозки до 8 км или добыче сырья в несколько уступов. При ровном рельефе и дальних расстояниях удобен железодорожный транспорт, при расстояниях 1-6 км наиболее экономичны ленточные конвейеры.
Для транспортировки сырья используют самоопрокидывающиеся платформы ( думпкары ) грузоподъемность 90-100 т или автосамосвалы. Воздушно-канатными дорогами и ленточными конвейерами транспортируют предварительно дроблёные

породы. Если сырьё мягкое и высоковлажное, либо имеет мажущие включения ( глину ), то может происходить налипание материала и замазывание вагонеток.

Гидротранспорт используют для доставки мягких сырьевых материалов – мела и глины. Предварительно на карьере приготавливают шлам в болтушках или мельницах самоизмельчения " Гидрофол ".

Себестоимость добытого сырья зависит от ряда факторов. Около 60% общей стоимости сырья составляют транспортные расходы.

На цементном заводе необходимо иметь определённый запас сырья, который бы обеспечивал непрерывную работу на случай прекращения подачи материалов из карьера Для этого в зависимости от мощности завода установлены нормы запаса сырья, которые должны храниться на складах. Склады сырья используют открытые или закрытые. Нормы запасов материалов следующие, сут.: известняка на 3-5; гипсового камня, корректирующих и минеральных добавок – на 15-20; твёрдого топлива – на 10-15.

 
     
© 2010 - 2016 stroy-tip.ru